Сгорела шхуна «Запад»

Шхуна «Запад» горела ночью. Горела сильно. Журналисты сразу стали брать комментарии, мол, какой ущерб нанесён пожаром. Я, конечно, не специалист, но какой может быть ущерб, если у шхуны был 100%-ый износ. Фактически с неё можно было стянуть несколько запчастей, чтобы выставить в музее, либо установить на полную копию судна.

56fcd1e611d10

Кроме того, когда музейщики или чиновники говорили, что решается вопрос о том, восстанавливать шхуну или делать копию, все они лукавили. Ибо уже в 2008 году, восемь лет назад, износ шхуны формально и фактически оценивался как 100%. Вот моя статья, которую я тогда писал для Росбалта, пытаясь стимулировать власти к сносу позорного экспоната. Впрочем, и экспонатом она уже тогда не была.

Шхуна «Запад»: все хотят, но никто не может
31 июля 2008, четверг — 09:00

Разговоры о реставрации шхуны «Запад», которая стоит на Красной Пристани города Архангельска, идут давно. Шхуна не раз горела, очередным порывом ураганного ветра были повалены мачты, прогнившая обшивка — все это дает повод вспомнить о былом размахе портового города и подумать его унылом состоянии сегодня. Вдобавок, стало известно — шхуна вычеркнута из реестра музейных ценностей. Сегодня она не более чем недвижимое имущество для чиновников, и напоминание о морской славе города — для общественности.

Тем не менее, шхуна, простоявшая на Красной пристани не один десяток лет, стала для города символом. Архангелогородцы ассоциируют ее с подвигам полярников, гостям города рассказываются легенды о долгих арктических экспедициях, о шхуне, скованной льдами и дрейфующей в океане годами. Но все это не более чем выдумки. Не раз горевший, уже стоя на пристани, «Запад» может олицетворять морское прошлое Архангельска? А другого символа у нас нет!

Архангельск, утративший позиции среди потовых городов, сегодня даже не способен сохранить память. Как выяснилось, шхуна «Запад», перестала быть музейным экспонатом, в администрации Архангельской области считают, что не имеет она и исторической ценности, другими словами, в истории этого корабля не было знаменательных и ярких вех, формально он ничего не значит для города.

Как стало известно ИА «Росбалт-Север», за подписью руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого еще в 2005 году вышел приказ об исключении из Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации государственного учреждения культуры «Государственный Северный морской музей» музейного предмета — парусно-моторной шхуны «Запад», «ошибочно включенной в состав основного фонда музея».

Чиновники отреагировали на просьбу прокомментировать документ спокойно. По мнению заместителя председателя комитета по культуре администрации Архангельской области Галины Лаптевой шхуна «Запад» не представляет исторической ценности и была ошибочно включена в реестр Музейного Фонда РФ.

Лаптева пояснила, что в данный момент шхуна находится на балансе музея, но уже не в качестве музейного экспоната, а в качестве объекта недвижимости. Музей должен охранять и сохранять ее именно как объект недвижимости, а не историческую ценность, пояснила Лаптева.

В данном статусе есть и плюсы. Например, реставрация судна по всем канонам и правилам музейной науки обошлась бы намного дороже, чем реставрация корабля, находящегося в статусе недвижимости. В итоге, по мнению специалистов, сегодняшний ремонт и приведение в порядок данного «объекта недвижимости», износ которого составляет 100%, обойдется по различным подсчетам до 30 млн руб. Однако в бюджете области таких денег на эти цели пока нет. Не предусматриваются они и в городском бюджете.

Сама смена статуса «Запада» тоже не вызывает в администрации региона протеста и возмущения. «В истории шхуны «Запад» нет ничего примечательного с исторической точки зрения, поэтому ее исключили как музейный экспонат, когда началась работа по инвентаризации Музейного Фонда РФ, — рассказала Лаптева. — Шхуна не связана с историческими событиями России и Севера, не имеет никакого культурного значения. Она была построена в Финляндии в 1949 году и передана в эстонское пароходство, где перевозило небольшие грузы и обслуживало морское училище в качестве учебного судна. Затем его передали в Северное морское пароходство, затем в Нарьян-Марский порт, после чего вернулось в Архангельск и было передано в мореходное училище. Затем его снова передали Северному морскому пароходству, исключили из реестра морских судов и установили на Красной Пристани».

Однако такое решение пришлось не всем по вкусу. Профессор Поморского педагогического университета Дмитрий Несанелис выразил недоумение, узнав, что шхуна «Запад» исключена из реестра музейных ценностей. «Далеко не все инициативы господина Швыдкого находят понимание, отклик и поддержку у российской интеллигенции, ученых и краеведов, многие из этих инициатив оказываются ущербными, — сказал Несанелис в интервью агентству. — В последнее время несколько раз звучали призывы отремонтировать шхуну, говорили о том, что это наше историческое достояние, и это правильно».

«Архангельск подвергся огромным разрушениям в советское время и от исторического центра мало что осталось, поэтому надо дорожить тем, что осталось, в том числе и шхуной «Запад», хорошо бы, чтобы городская власть высказалась, в состоянии ли она повлиять на решение вопроса реставрации шхуны или нет», — добавил профессор.

Известный в музейных кругах управленец и специалист, директор Соловецкого государственного музея-заповедника Михаил Лопаткин считает, что решения чиновников и отношение общественности в отношении памятников истории и культуры могут не совпадать. «Если шхуна «Запад» исключена из федерального реестра музейных ценностей, это не значит, что она потеряла свою значимость в глазах специалистов и общественности: «Общество может считать шхуну памятником, а чиновник, в силу своей компетенции и власти, может исключить ее из реестра музейных ценностей, но отношение общества к памятнику это не может изменить. У нас много памятников, которые не внесены ни в какие реестры, но, тем не менее, именно к ним идут люди», — считает Лопаткин.

Но, как бы общество не относилось к памятнику, деньги на его реставрацию оно не соберет. Общественные организации, посмотрим реальности в лицо, могут составлять манифесты, но в глобальных проектах, таких как шхуна «Запад», оказываются бессильными.

Политики же с радостью используют шхуну в предвыборных программах и баталиях, но деньги предпочитают тратить на пиар-кампании, а не реставрационные работы. Кстати, по различным оценкам предвыборная борьба, например, основных кандидатов в мэры города, обходиться в сумму равную примерно от $1 до $3 млн. Достаньте калькулятор и посчитайте, сколько «объектов недвижимости» можно отремонтировать на эти деньги.

Власть, призванная обслуживать общество, может быть и хочет увидеть шхуну в былой красе, но не может — денег нет.

Вот и получается, что все вроде бы хотят, но не могут. И только в политической борьбе шхуна играет пусть не ключевую роль, но все же действующую на сознание избирателей. В марте будущего года область будет выбирать депутатов областного Собрания. По партийным спискам. Интересно, какая партия первой пообещает реставрацию памятника в качестве бонуса за отданные голоса?

Об исключении музейного предмета из Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации Государственного Северного морского музея

В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. ¦ 179, приказываю:

1. Исключить из Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации государственного учреждения культуры «Государственный Северный морской музей» музейный предмет — парусно-моторную шхуну «Запад» (1949 г., Финляндия, 50,8х8,97х4,04м, учетный ¦ КП-7178), ошибочно включенный в состав основного фонда музея, использующийся как объект недвижимости (установлен на причале Красной пристани г. Архангельска).
2. Управлению культурного наследия, художественного образования и науки (А.С. Колупаева) в установленном порядке исключить данный предмет из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
3. Государственному учреждению культуры «Государственный Северный морской музей» (Т.А. Маслова) исключить из учетной документации музея указанный предмет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление культурного наследия, художественного образования и науки (А.С. Колупаева).

Фото Дениса Горина, Регион29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *